Проблемы истощения природных ресурсов: миф или реальность?

Экономическая теория воспитывает привычку выявлять непреднамеренные, разрозненные и долговременные последствия действий, т.е. учит нас подходить к проблемам в духе Бастиа-Хэзлита. Это принципиально важно при анализе экономических аспектов демографических изменений, и, соответственно, такой подход является основным в данном материале. Вот пример из области загрязнения среды. В холодильниках используется хладагент фреон, который сейчас выводится из эксплуатации ради защиты озонового слоя и сокращения заболеваемости раком кожи. Мало того, что остается открытым вопрос, достигнем ли мы таким образом желаемых целей. Но следует также учесть непредусмотренные и косвенные результаты. Например, не приведет ли этот запрет к росту цен на холодильники, а значит, и к сокращению использования их в беднейших районах мира? А если да, то не будут ли результатом участившиеся случаи порчи продуктов питания и повышение числа желудочно-кишечных заболеваний, быть может более значительное, чем сокращение заболеваемости раком кожи?

Ральф Кини и Арон Вильдавский показали, что если любое правительственное вмешательство — в виде экологических норм, требований безопасности или законов о сохранении ресурсов — обеспечивает сохранение жизней за счет достаточно значительного замедления экономического роста, то его конечным результатом будет существенно большее отрицательное воздействие на здоровье и уровень смертности, потому что понижению дохода сопутствует ухудшение здоровья.

Подход в духе Бастиа-Хэзлита требует при оценке технологии или политики учитывать как выгоды, так и издержки, как явные результаты, так и скрытые. Автомобили ведь не только загрязняют воздух, являются причиной автокатастроф и источником металлолома; благодаря им уменьшилось число лошадиных трупов на улицах — 15 000 в год на улицах Нью-Йорка в начале XX в., сократилось число погибших под копытами лошадей и при столкновении экипажей — 750 000 в 1900 г., когда население страны было намного меньше, чем сегодня. Наконец, уменьшились завалы конского навоза на улицах городов — по 45 фунтов в день на одну лошадь. Следует учесть, разумеется, и расширение личной свободы благодаря автомобилям. Люди получили возможность выбирать место работы и магазины на большем расстоянии от своего дома, что ослабило монопольную власть нанимателей и торговцев

Экономическая теория учит нас также учитывать различие между экономическим и инженерным подходами. Для инженера все вредные выбросы одинаково плохи, и он стремится полностью от них избавиться. Хотя разумный инженер не допустит такой ошибки, но многие технические эксперты ставят целью полное устранение загрязнений.