Проблемы истощения природных ресурсов: миф или реальность?

Для оценки ситуации с водой для бытовых нужд учтем, что в 1990 г. в типичном бедном районе Южной Африки, где и до сих пор живут примерно так же, как лет сто назад в развитых ныне странах мира, средняя семья затрачивает ежедневно около трех часов труда, чтобы обеспечить свои потребности в воде. Для сравнения: типичная семья среднего класса оплачивает суточные потребности в воде одной или двумя минутами труда. Цена воды, которую в бедные дома доставляют вручную, оказывается в 25−30 раз выше, чем в домах современного среднего класса в той же Южной Африке. Здесь, как и в случае с другими природными ресурсами, до сих пор имел место не рост дефицитности, но возрастание изобилия и повышение доступности. Что иллюстрирует главную теорию этого сайта — решая проблемы, мы попадаем в ситуацию более благоприятную, чем та, которая существовала до возникновения проблем. Противоположный взгляд — мы эксплуатируем будущее, и цивилизацию ждет неизбежное возмездие за это.

Можно сразу упростить вопрос, отметив, что бытовая вода никогда не будет долговременной проблемой хотя бы потому, что при самом дорогом способе по ]учения пресной бытовой воды — опреснении морской воды — издержки оказываются невелики сравнительно с общими бытовыми расходами семей в богатых странах. В Санта-Барбаре, Калифорния, на получение акр-фута опресненной воды — 325 851 галлон, или 1 233 346 литров — расходуется от 700 до 1900 долл. (в ценах 1992 г.). Средняя семья в этом богатом районе потребляет в месяц примерно 7500 галлонов (28 387 литров), а в год — 90 000 галлонов (340 644 литра) (на 500 долл.). Так что, даже если в Вашингтоне, Д.К, цена воды поднимется примерно от нуля до максимального уровня (1900 долл. за 1,2 млн литров), годовые расходы средней семьи могут возрасти всего на 500 долл. Это не так уж мало, но это предельно большое увеличение цены. Опресненная вода будет доступна всегда, и ее цена никогда не поднимется выше указанной. Так что при любом росте населения нам с этой стороны никакие неприятности не грозят. Вполне возможно, что с совершенствованием технологий и сокращением цен на энергию опреснение станет дешевле. Уже сейчас, например, опреснительные установки, использующие отходящее тепло электростанций, дают пресную воду по вдвое более дешевой цене. (К тому же в настоящее время вода не бесплатна — в Южной Калифорнии цена акр-фута составляет 500 долл.) Да и семьи достаточно заметно сокращают потребление воды с ростом цен на нее. Там, где установлены водомеры, расход воды оказывается примерно вдвое меньше, чем там, где просто ежемесячно платят за право пользования водопроводом.

Для перспектив бытового потребления воды важнейшим фактом является то, что большая часть воды используется в сельском хозяйстве: от 80% всей воды в штате Юта до 90% в штате Нью-Мексико. А сельское хозяйство очень чутко реагирует на цену воды. И если мы временами сталкиваемся с ситуациями абсолютного дефицита и рационирования воды, то только потому, что в сельскохозяйственных районах субсидируемые цены нередко устанавливают на уровне ниже рыночного. Например, фермеры близ Фресно, Калифорния, платят 17 долл. за 1,2 млн литров, тогда как, но данным Главного учетного управления США, ее «полная стоимость» составляет 42 долл. В некоторых районах Калифорнии фермеры платят за 1,2 млн литров воды по 5 долл., а администрация штага доплачивает примерно по 500 долл... Такие гигантские субсидии поощряют фермеров выращивать водолюбивые растения, отвлекая тем самым воду от нужд городов.

Другая причина трудностей в том, что права фермеров и муниципалитетов на использование речной воды регулируются сложными и обширны ми кодексами, зачастую не отвечающими современным требованиям. Экономисты, занимающиеся этой проблемой, единодушно утверждают, что, если правительства прекратят субсидировать воду для фермеров и разрешат свободную покупку и продажу прав на ее использование, нам никогда больше не придется сталкиваться с ее дефицитом. Но бюрократические ограничения часто мешают тем, кто имеет право на избыточное для них количество воды, продавать ее нуждающимся в ней; бюрократы не на жизнь, а на смерть сражаются со свободным рынком в защиту собственной власти, а результатом оказываются поразительные ситуации, когда правительственное вмешательство буквально создает дефицит и необходимость распределять воду по карточкам.

Типичное порождение такой иррациональной системы чрезмерного, неверно направленного контроля и фиксации цен — «водяная полиция» в городах Калифорнии, которая штрафует людей, например, за незаконный полив лужаек.