Проблемы истощения природных ресурсов: миф или реальность?

Энергетический кризис 1970-х гг. спровоцировал правительство США на вмешательство в функционирование отрасли, что (как и предсказывали экономисты) серьезно осложнило ситуацию. Формы регулирования рынков и обосновывавшие их аргументы были столь запутанны, что потребовалась бы целая книга, чтобы разобраться в них. Даже профессиональным экономистам было нелегко понять сложившуюся тогда систему регулирования.

На рынке сырой нефти, например, цены производителей поставили в зависимость от даты бурения скважины. Цель была проста: а) исключить чрезмерную (и не заработанную) прибыль владельцев старых скважин от увеличения цен на нефть после 1973 г.; и, одновременно, б) заинтересовать производителей в бурении новых скважин. Чтобы выровнять прибыльность нефти из старых и новых скважин, была введена система дифференцированных налогов. Переработчиков нефти связали «нравами наследования», в соответствии с которыми они должны были из нефти «разного возраста» производить разные продукты; «права наследования» можно было покупать и продавать. Эта совершенно безумная система мешала понять реальность работы нефтяных рынков.

Джордж Стиглер как-то заметил, что фирма есть набор устройств, служащих преодолению препятствий, которые мешают получать прибыль. Рынки энергоресурсов прекрасно иллюстрируют верность этого высказывания. Например, цены на газ при торговле между штатами были установлены на существенно более низком уровне (в пересчете на равную теплоотдачу), чем цена нефти, но внутри штатов цены на газ были свободны. Система регулирования, в рамках которой действовали фирмы, являла своего рода минное поле, препятствовавшее получению прибыли. Каждое препятствие оказывалось выгодным для одних фирм и разорительным для других и, таким образом, подстрекало всех к жульничеству. Естественным результатом были многочисленные скандалы.

Стимулируемое правительственным регулированием плутовство было бы забавным, если бы коррупция не угрожала так сильно нравам делового сообщества и самому производству энергии. Кроме того, государственная система регулирования цен объективно усиливала возможности ОПЕК устанавливать нерыночные цены и субсидировала их действия. К несправедливости добавлялось и оскорбление: потребителям приходилось выстаивать длиннейшие очереди за бензином. США, пожалуй, были единственной страной, страдавшей от очередей, т.к. только мы оказались настолько глупыми, чтобы попытаться контролировать цены на бензин.