Какая политико-экономическая система способствует скорейшему росту производства продовольствия? Я так отвечал на этот вопрос: «Почти все экономисты согласны в том, что система индивидуального владения сельскохозяйственной землей, действующая в условиях политически стабильного свободного рынка, не знающего контроля цен, в большей мере благоприятствует производству продуктов питания, чем любая другая форма организации, — но затем добавлял: — Впрочем, об этом трудно знать что-либо наверняка». К 1993 г. накопилось достаточно фактов, позволяющих сделать вывод, что первое суждение было совершенно верным. Любая страна, которая гарантирует фермерам свободный рынок труда и сбыта продукции, права собственности на землю и перспективы политической стабильности, очень скоро обеспечит изобилие продуктов питания при постоянном сокращении доли трудовых ресурсов, занятых в сельском хозяйстве. В США, например, в этой области занято менее 3% населения, а всего 150 лет назад было 50%.
Однако правительственное вмешательство старо как мир. В любую эпоху чиновники стремились ради тех или иных целей умненько манипулировать сельским хозяйством. Практически всегда такое вмешательство осуществлялось из благих побуждений, но неизменно вело к ущербу для общества в целом и прежде всего для беднейших слоев. Римский император Юлиан, например, из заботы о бедняках установил предельные цены на зерно, что дало возможность богатым скупить урожай задешево и стать еще богаче, а бедные столкнулись с обострением дефицита продовольствия.
Другая очень древняя идея — общинное ведение хозяйства — была испытана во многих местах, в том числе в Америке, в колонии Плимут. Результат был таким:
Но вес это время [пока они совместно выращивали зерно] никаких запасов сделано не было, и никто даже не знал, когда и как они могут появиться. Поэтому они начали думать, как бы им выращивать как можно больше зерна и получать урожаи лучше, чем до этого, чтобы больше не томиться в нищете. В конце концов после долгих обсуждений губернатор (по совету главного из них) уступил в том, что они будут растить зерно каждый для себя и полагаясь только на свои силы; а во всем остальном они будут жить, как и прежде. Итак, каждой семье был выделен — но только в пользование, без права наследования — участок земли пропорционально числу членов... Это привело к замечательному успеху, потому что каждый стал очень прилежным, так что в результате они стали выращивать зерна намного больше, чем мог бы добиться раньше с помощью каких угодно методов губернатор или кто-либо еще... Женщины стали добровольно выходить в поле и брали с собой малышей, чтобы тс им помогали, а раньше они все выказывали слабость и неспособность к труду, и, если бы кто-нибудь попробовал принудить их, это имело бы вид насилия и тирании.
Этот опыт общей жизни, захвативший и хорошие и дурные годы, предпринятый благочестивыми и трезвыми людьми, доказывает тщету веры Платона и других древних, которая восхвалялась некоторыми позднее, — что уничтожение собственности и организация общинной жизни принесут им счастье и процветание, как если бы они были мудрее самого Бога... Пусть никто не говорит, что причиной здесь испорченность людей, а не избранный путь жизни. Я отвечу им, что Бог в своей мудрости, провидя испорченность в каждом человеке, предусмотрел для них иное направление жизни, более им подходящее.
В первые века освоения Америки был и другой пример — выращивание табака в колонии Виргиния. Когда цены на табак начали расти, увеличилась иммиграция, приезжали семьи, чтобы создавать новые фермы и выращивать больше табака, в результате чего производство выросло, а цены временно упали. Поэтому уже в 1629—1630 гг. всплыли схемы регулирования. Власти установили предел — не более 2000 кустов табака для одной семьи.
Результат, однако, оказался не таким, как надеялись. Поскольку семьи потеряли возможность выращивать столько кустов, сколько им хотелось, они стали заботиться об увеличении размера растений. А для этого они начали придвигать посадки как можно ближе к ручьям и рекам. Новые участки были дальше от жилищ и более уязвимы для нападений индейцев. Треть работников пришлось мобилизовать для нужд обороны, а эти дополнительные издержки уменьшили прибыль. В результате начала усиливаться ненависть к соседям-индейцам.
Цены тем не менее упали. Результатом одновременного сокращения цен и повышения издержек стало то, что уже в 1639 г. производители табака начали разоряться. Власти прибегли к уничтожению части урожая, что стало источником новых проблем. Так оно всегда и было в истории человечества.