Проблемы истощения природных ресурсов: миф или реальность?

Что представляют собой ключевые формы жизни, позволившие нам выжить и размножиться? Сюда, безусловно, входят добровольный обмен между отдельными людьми и рынок, которые обеспечивают человечеству получение все большего количества ресурсов; учреждения школьного типа, способствующие передаче знаний, библиотеки, рассказчики легенд и историй, обеспечивающие сохранение знаний; монастыри, лаборатории и отделы НИР и ОКР, которые служат созданию новых знаний. На биологическом уровне выживание обеспечивают чувство голода, побуждающее нас добывать пищу, и способность концентрировать внимание на встречающихся нам закономерных явлениях, таких, как смена времен года. Незнание этих основ нашего выживания нам не вредит, а учитывая сложность этих форм жизни и их ускользающую от восприятия природу, в такого рода невежестве нет ничего удивительного. Уверенность в том, что в ходе истории человек превращался не в разрушителя, а в творца, подкрепляется фактом, что такого рода эволюция спонтанно и независимо происходила в разных человеческих сообществах, подчиняясь только действию природных факторов, с которыми человек постоянно сталкивается. Люди строят укрытия от солнца, дождя и снега. Механизм обмена возникает повсеместно как способ выгодного использования разницы в способностях, как инструмент улучшения наших возможностей строить, создавать новые блага и распределять уже созданные. Руководители рабочих бригад выдвигаются как координаторы, способствующие более эффективному выполнению задач. В человеческих сообществах есть разного рода вознаграждения для тех, кто выполняет созидательные проекты, а не разрушает ресурсы сообществ. (И воины, ведшие боевые действия против других людских сообществ, здесь не исключение. Но, пожалуй, в виде такового стоит отметить, что сложены песни и про таких разрушителей, как Джеймс Ганг, и про таких созидателей, как Джон Генри.) Матери, видимо, повсеместно охают и ахают над песочными замками, которые строят их чада, и бранят детей за то, что они рушат такие же замки своих сверстников. И, даже не располагая фактами, я готов без консультаций с антропологами утверждать, что в засушливом климате примитивные племени воздавали честь тому, кто находил воду, а не тому, кто поганил источники, и чтили тех, кто умел добывать пищу, а не тех, кто мог сожрать больше всех.

Весь ход человеческой эволюции показывает, что людские сообщества спонтанно вырабатывали нормы поведения и формы научения людей одобряемому поведению, которые в конечном итоге вели нас по пути созидания, а не разрушения. Люди прежде всего созидатели. Факт несомненен: цивилизация, доставшаяся нам от предков, куда богаче плодами созидания, чем та, которую они получили от своих предшественников.

Короче говоря, в ходе эволюции люди стали творцами и мастерами в решении проблем. В чистом остатке рост продолжительности жизни и высокий жизненный уровень. Это свидетельство того, что мы прежде всего созидатели, а не разрушители, проедающие оставленное нам природой и историей.

Такое понимание человека как но преимуществу созидателя противоположно тому, что говорят о человеке паникерствующие природозащитники, считающие его разрушителем. Именно они любят поговорить о том, что «население США составляет только 5% населения земли, но использует 40% ресурсов», не упоминая при этом, что то же самое население является крупнейшим в мире создателем ресурсов. (Здесь ресурсы рассматриваются как некие физические объекты, подлежащие захвату, а не как полезность, которую человечество может получить от соединения знаний с физическими условиями.)* Если видеть только одну сторону деятельности человека — использование и разрушение, не понимая того, что наша личная и общественная природа всегда была преимущественно нацелена на созидание, а иначе мы бы давно вымерли, тогда нет ничего удивительного в выводе, что в будущем нас ждет нехватка ресурсов.